При организации на молочно-товарных фермах и комплексах технологии машинного доения могут использоваться два основных способа воздействия на вакуум в доильной машине, а именно:
1) применение вакуум-насоса, работающего при постоянной скорости, и устройства, регулирующего вакуум на основе корректировки количества воздуха, поступающего в доильную машину (механические вакуум-регуляторы);
2) использование устройства управления (контроллера), регулирующего вакуум на основе корректировки количества воздуха, удаляемого из доильной машины (т.е. применение устройства с частотно-регулируемым приводом для корректировки скорости вакуум-насоса).
Рассмотрим подробнее оба этих способа.
Первый способ. В обычных устройствах регулировки вакуума на основе первого из указанных способов используется баланс сил между неполным вакуумом, достигнутым внутри доильной машины, и силой сопротивления весовой нагрузки, пружины или другого фактора такого рода. В более сложных регуляторах применяют систему обратной связи, состоящую из сенсорного элемента и механического усилительного устройства. Перемещением клапана впуска воздуха управляет небольшой регулирующий клапан гораздо меньшего размера.
Недостатком описанных выше устройств контроля вакуума является невозможность оптимизировать их для достижения в достаточной степени постоянного и строго определенного вакуума в доильном стакане. Кроме того, представляется, что указанные устройства нельзя использовать для автономного управления уровнем пульсирующего вакуума.
Другой их недостаток заключается в невозможности использования в том случае, когда желаемый уровень вакуума непрерывно меняется во время доения, а также в других процедурах, связанных с доением, таких как промывание, очистка доильных стаканов и очищение сосков. Кроме того быстродействие таких устройств находится на достаточно низком уровне.
В пользу механических вакуум-регуляторов можно отнести их сравнительно низкую стоимость.
Второй способ. При использовании частотно-регулируемых приводов (ЧРП) работает принцип регулирования уровня вакуума посредством изменения скорости вакуумного насоса.
Для привода используют электронные датчики давления и преобразователи частоты тока питающего напряжения (инверторы). Современные преобразователи частоты, правильно и грамотно подбирая настройки, позволяют добиваться довольно высокого быстродействия и точности системы:
- при возникновении условия отклонения вакуумной системы от стабильного состояния – возможность мгновенно реагировать на снижение или увеличение уровня вакуума (постоянный контроль и скорость реакции на ошибку);
- при возникновении ошибки от заданного уровня в кратчайшие временные промежутки выводить систему в стабильное состояние (скорость исправления ошибки);
- при выводе системы в стабильное состояние допускать минимальное число промахов от заданного уровня (точность исправления ошибки).
Таким образом, используя приводы, можно добиваться намного более быстрого и точного регулирования уровня вакуума в системе, нежели при использовании механических вакуум-регуляторов.
Однако преимущество первых заключается не только в быстродействии и точности системы, но и в экономии. Экономические показатели в пользу ЧРП следующие:
- снижение (в некоторых случаях до 50%) уровня потребления электрической энергии за счет снижения мощности привода при работе на низких частотах – при стабильной системе отпадает необходимость работы электродвигателя насоса на полную мощность;
- снижение эксплуатационных затрат – снижается расход вакуумного масла, продлевается срок службы расходных материалов (лопатки, подшипники, сальники);
- за счет стабилизации уровня вакуума в вакуумной системе снижается риск возникновения маститов у животных, а следовательно снижается уровень затрат на приобретение лекарств и проведение лечебных мероприятий.
Стоит отметить тот факт, что при использовании частотно-регулируемых приводов повышается уровень комфорта для рабочего и обслуживающего персонала. Это достигается за счет того, что механический вакуум-регулятор настраивается и работает как предохранитель от сверхнормативного давления, а значит, при нормальной работе ЧРП прекращается подсос воздуха в регуляторе, который обычно сопровождается громким звуком (“шипением”).